"СИЛА ГАРМОНИИ"

Когда дети начинают говорить: нормы, как помочь, рекомендации

Когда дети начинают говорить: нормы, как помочь, рекомендации Сайт: psyhology.by, фото может носить иллюстрационный характер, название - Когда дети начинают говорить: нормы, как помочь, рекомендации

Моей дочке исполнилось 7 месяцев, и каждый день я слышу новые звуки и слоги. Поэтому самой очень интересно освежить в памяти, как развивается речь у малышей. Сегодня мы поговорим о первых «агу», о возрастных нормах, о том, как помочь малышу заговорить. И, конечно же, я дам несколько эффективных рекомендаций для развития речи, полученных от опытного логопеда!

Когда дети начинают говорить

Нормы, когда дети начинают говорить очень условны! Поэтому, дорогие мои мамочки, давайте договоримся, что воспринимаем их со спокойным сердцем и холодной головой! Это лишь обобщенные ориентиры, которые можно изучить для интереса. Поэтому обещайте мне, если вы не попадаете в них, то не будете биться головой об стену или пить стаканы валерьянки.

Итак, речь ребенка развивается в соответствии с его индивидуальными особенностями. Кто-то в год уже может рассказать стишок, а для кого-то этот возраст лишь начало освоения простых слов. И при этом по уровню умственного развития дети могут быть на равных.

Перед тем как начать говорить, детишки активно накапливают пассивный словарный запас. То есть они узнают, что значит конкретное слово, но проговорить его пока не могут. С появлением речи он переходит в активный. Это те слова, которые ребенок уже произносит. Их как раз и подсчитывают, и определяют, попадает ли это количество в расписанные нормы развития речи.

Пассивная речь естественно идет раньше. Часто логопеды спрашивают у мамочек, чьи дети не начали говорить, понимают ли они, что значат обращенные к ним слова и просьбы (в соответствии с возрастом). Если все понимают, и при этом здоровы, то просто нужно дать время, и они обязательно начнут говорить.

Когда ребенок начинает агукать

Первые агу ребенок может начать выдавать уже в 3-5 недель от рождения. Не помню, как мой старший, но младшая как раз в 3 недели стала агукать. Первые ее агушки приводили меня в восторг. Да еще они были такими четкими. И я очень напряглась, когда через пару — тройку недель она перестала это делать. Вообще. Хорошо, что один специалист успокоил меня, что это абсолютно нормально, и дальше ребенок будет пробовать новые звуки. Так и случилось.

Итак, основные этапы речевого развития:

С первого по третий месяц ребенок начинает агукать и гулить. Простые незамысловатые звуки и слоги (ааа, уааа, ваа и т. п.) в возрасте 3 месяцев- заметно радуется и улыбается, когда с ним разговаривают, оживляется на речь, музыку или пение.

  • 4 мес – продолжается гуление, ребенок может «петь» — произнося звуки на распев, меняя интонацию.
  • 5 мес – уже различает речь незнакомцев, любит игры-потешки.
  • 6 мес – считается, что в этом возрасте происходит существенный скачок в психическом развитии, поэтому ребенок впитывает все окружающие его звуки как губка. Начинает лепетать, то есть произносить первые слоги (ма, ба, ва и т. п.).
  • 7 мес – долгие лепетания, много новых звуков, которые он пробует «на вкус».
  • 8 мес – звукоподражание, повторяет слоги, активно играет в потешки (ладушки, идет коза рогатая и т. п.). Начинает откликаться на свое имя (некоторые дети делают это еще раньше).
  • 9 мес – подражание взрослой речи через повтор слогов (ав-ав, ку-ку и т. п.)
  • 10 мес- если до этого с ребенком велись занятия, может давать куклу (дай куклу), и другие простые предметы.
  • 11 мес –осмысленные не сложные слова (киса, авав, биби и т. п.), может показывать части лица и тела, если до этого учили этому (где глазки, где ушки).
  • 1 год – большой пассивный запас слов, активная речь может насчитывать 10-30 слов.
  • 2 года – говорит до 100 слов, использует целые фразы.
  • 3 года –может говорить сложными предложениями, рассказывать стихи, сказки, петь песенки. Словарный запас до 1000 слов (активный).
  • К 5 годам практически освоена родная речь. Словарный запас до 4000 слов.

Вообще, развитие малышей идет семимильными шагами! Если бы мы с такой скоростью развивались будучи и во взрослом возрасте, то все были бы гениями!

В первые 3 года формируется более 80% объема мозга. Закладывается основа будущих открытий и побед в жизни маленького человечка, которая по мере взросления будет углубляться и усложняться.

Кстати, интересно, есть ли среди моих читателей счастливчики, чьи детишки вписались в эти нормы? Пишите в комментариях, во сколько месяцев начали говорить ваши дети. У меня, к сожалению, сын стал говорить поздно. Хотя жестами и скудным запасом активных слов мог донести до меня и мужа все, что надо и не надо.

Мы конечно, восхищались этим его умением, т. к. половину бы и сами не смогли бы объяснить, лиши нас речи. Но вместе с этим на фоне здоровья и его полного понимания обращенной речи к нему, все же консультировались с разными логопедами. Все говорили приходить после 4 лет. В итоге он сейчас любит болтать без умолку, но нам столько предстоит еще работы над правильной постановкой звуков, и самое главное их автоматизации. И переучиваться с абы как сказанных слов на четкую речь совсем не просто.

Если бы можно было вернуть время, то сейчас я бы уже с 2 лет очень активно взялась за его развитие речи совместно с таким логопедом, который бы не отправил нас гулять еще на несколько лет. И плюс конечно же, много бы занималась и сама. С младшей сейчас так и делаю, рекомендации и работающие фишки дам вам позже.

Если вы видите явную задержку речи у своего малыша, в первую очередь проконсультируйтесь с адекватными врачами, проверьте его слух, посетите невролога и педиатра. Если с их стороны претензий нет, советую вам все же не пускать все на «авось», а начинать заниматься по мере своих и ребенкиных возможностей.

Ведь чем раньше вы начнете, тем быстрее вы увидите нужные результаты, а у ребенка не будет комплексов или трудностей взаимопонимания со сверстниками и другими взрослыми.

Считается, что первый скачок в речи происходит около года, а дальше уже ближе к 2м годам. Но опять же все это условно.

Когда ребенок начинает говорить мама

Некоторые детишки уже в полгода могут осознанно звать маму именно мамой. Другие делают это после 9-10 месяцев. Кстати, первое произнесенное слово может быть любым, и очень неожиданным. Пишите в комментариях, первые слова вашего ребенка, очень интересно почитать!

Долгожданные слова «мама», «папа», «баба» вы тоже услышите, но будут ли они первопроходцами в речи или займут почетное 7-8-10 место сложно угадать заранее.

Причины задержки речи

Причины, по которым ребенок может поздно заговорить весьма многочисленны. Причем на некоторых ребятишек они действительно влияют, а на других практически нет. Тем не менее примерный перечень такой:

Сложности во внутриутробном развитии (болезни во время беременности, прием сильных лекарств и т. п.).

  • Сложные роды, гипоксия.
  • Недоношенность.
  • Заболевания нервной системы, психики.
  • Снижение слуха.
  • Недоразвитость мышц рта.
  • Слабо развитый фонетический слух (сложно вычленять звуки, слоги, слова в речи).
  • Семья, в которой родители и родные говорят на разных языках (может быть задержка и в первое время смешивание языков в речи).
  • Недостаток внимания и речи мамы, обращенной непосредственно к малышу. Сухая интонация, безэмоциональная ровная манера говорить.
  • Отсутствие стимула, когда родители и так понимают каждый писк и быстро на него реагируют, не поощряя произносить слова (например, ребенок вместо «дай» просто показывает на нужный предмет и топает ножками, и сразу получает желаемое).
  • Стрессовая конфликтная обстановка в семье, где растет малыш. Грубая интонация, крики, вопли и ругань очень сильно пугают ребенка. В такой среде ему хочется стать незаметным, он как бы замирает, чтобы оградиться от этой обстановки и не привлекать к себе внимание.

Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек, но это довольно спорное утверждение.

Как помочь ребенку заговорить

Ребенку можно и нужно помогать, чтобы он заговорил! Когда начинать его учить говорить? Сразу после рождения. Не в буквальном смысле, но подумайте сами, на Руси младенца всегда окружала напевная речь мамы, бабушки, которые с самого малого возраста активно проговаривали потешки или напевали песни. Речь была очень певучей, на каждый случай была заготовлена потешка, песенка.

Ребенок рос в пространстве красивой речи, получал через мелодичные звуки родных голосов умиротворение, защиту и спокойствие. Сейчас большинство из нас знает максимум 1-2 потешки, и то не всегда их используют. Кстати, пока я изучала вопрос, какие песенки раньше использовались и как они пропевались, натыкалась на варианты, очень приятные слуху.

Сюда же отнесу и русские колыбельные. Некоторые женщины сохранили исконную манеру исполнения, и их песни волшебно действуют даже на взрослых, не говоря уже о детях.

Ощущение, что такие песни обволакивают тебя спокойствием и умиротворением от макушки до кончиков пальцев на ногах, ограждая от всего мира и погружая в атмосферу любви и защищенности. А представьте, в какой приятный музыкальный кокон погружается ребенок, засыпая под них!

Дети очень чутко реагируют на интонацию, тембр речи, ее эмоциональную насыщенность и теплоту в голосе. Не важно, что вы говорите, но важно как. Основную часть в общении несет именно ваш голос и интонация, а не конкретные слова!

Важно: когда разговариваете с малышом, говорите глаза в глаза, сделайте свою речь эмоционально-выразительной, меняйте интонации, повышайте-понижайте голос.

Что делать, чтобы ребенок захотел повторять за вами слоги? Не так давно узнала интересный приемчик, который рекомендовала опытный логопед. Она посоветовала накрасить губы ярко-красной помадой, и далее говорить с ребенком так, как я написала выше (контакт с глазами, добавление эмоций).

Когда Маргарите было 5 месяцев, я навела красоту, взяв сочную красную помаду. Предвкушая, какие успехи нас ждут, зашла в комнату к детям. Матвей увидев меня, с криком: «Ты не моя мама» быстренько накрылся детской ванночкой, которую он выхватил из ванной.

Маргарита в тот момент коротала время в шезлонге, ползать еще не умела. Посмотрев на Матвея как на предателя, который не захватил ее вместе с собой в укрытие, моя дочка стала равнодушно смотреть на потолок, стены, но только не на меня.

Вообщем такого эффекта я не ожидала, и мой смех сгубил все педагогические задумки. Хотя сейчас пока писала, решила повторить эксперимент в ближайшие дни. Надеюсь, на этот раз все получится.

Следующая рекомендация – заниматься мелкой моторикой рук.

Детская ладошка — открытый мозг, как говорила моя любимая педагог. Воздействуя на точки, расположенные на ней, мы стимулируем и умственное и речевое развитие.

Здесь в помощь лепка, конструкторы, рисование, шнуровка, стучалки кулачком, ребром ладошки, массажик ручек. И конечно же, всевозможные пальчиковые игры. Сейчас без проблем можно найти веселые и интересные для ребенка любого возраста. Из старых – это хорошо известная «сорока-ворона».

Увлекаясь мелкой моторикой, помните и о крупной. Ползать, ходить и бегать, прыгать и лазать, плавать и танцевать – все это вкупе дает хороший эффект, в том числе для речевого развития.

Развивайте дыхание – надувайте мыльные пузыри, играйте в футбол на столе, задувая бумажные шарики в ворота, пускайте пузырьки в воду через соломинку. Это не только дарит веселье, но и укрепляет мышцы рта.

Выполняйте упражнения для языка – облизывайте блюдечко, играйте в игры «как кушает киса?», лакая водичку. Можно тянуться языком до носа и подбородка, затем в разные стороны, касаться им внутренней стороны щеки т. п.

Еще одна интересная находка, полученная в разговоре с логопедом – это простой массажик лица. Его можно проводить с детским кремом, чтобы пальцы легко скользили. Гладьте малыша по лбу, бровям, носику, щекам, подбородку, губам. Большее внимание уделяйте области вокруг рта.

Массаж не надо проводить, используя усилия. Он должен проходить легко и нежно. Такие простые регулярные действия помогут избавить малыша от возможных мышечных зажимов.

Также без давления, поглаживайте голову малыша, сверху вниз, в стороны, прямыми и спиралевидными движениями. Наблюдайте за реакцией вашего ребенка, ведь такие поглаживания должны нравится ему, а не вызывать напряжение.

Занимайтесь общем развитием, знакомя свою кроху с разнообразными формами, материалами, цветами, музыкой, стихами.

Учите его правильной речи, поэтому не сюсюкайте, упрощая и запутывая слова, а говорите четко и понятно. Проговаривайте несколько раз предметы, на которые смотрит малыш. Поначалу повторяйте те звуки и слоги, которые он начинает говорить, это поможет ему услышать их со стороны и укрепит вашу связь. Постепенно добивайтесь, чтобы он тоже начал повторять за вами ваши слоги.

Когда детки начинают говорить, они пытаются упростить слова. Не поправляйте их каждый раз. Повторяйте короткое слово и затем говорите длинное. Придет время, и они будут произносить правильно. Например, «Смотри, кто это? Авав- собачка. А это проезжает биби –машина».

Разговаривайте с малышом, даже если кажется, что он ничего не понимает. Комментируйте при нем то, что делаете. «А сейчас мы умоем наше личико, наши глазки…».

Играйте в ролевые игры, подходящие по возрасту, читайте стихи. Рифма А. Барто очень легко ложится на слух малышей. Занимайтесь гимнастикой под песни Железновых.

У меня есть интересная статья о том, как еще можно помочь скорее заговорить ребенку. Очень необычный метод, но многим помогает! Нажимайте и читайте

Главное, не ждите с маниакальным упорством, что вот сейчас вы сделаете то-то и то-то и быстро получите результат. Ваше напряжение испортит все ваши усилия, сделав их бессмысленными. Лучше получайте удовольствие сами, и делитесь им с вашей драгоценной крохой. Тогда вы сами не заметите, как легко и играючи освоите речь, и выйдете на новый уровень общения между собой!

Желаю вам увлекательного совместного времяпрепровождения и гармоничного развития. Помните, что все детки начинают говорить в разное время. Поэтому поддерживайте своего ребенка и дайте ему уверенность, что у него все получится! И незаметно в игре помогайте ему в этом. Мамы – они ведь такие волшебницы!


  • Дата публикации на сайте psyhology.by: 21-11-2023 22:20:00
Услуги психолога в Беларуси

← Депрессия по утрам, когда я не могу встать с постели Логопедическая группа в детском саду →


ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА:

Подростковый психолог Трансформационные игры Детский психолог Астролог Минск Психолог онлайн Профориентация подростков Перинатальный психолог Логопед Услуги гипнолога (Гипноз) Семейный психолог Сексолог Групповые сеансы гипноза Энерготерапевт Психолог Минск

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ:

Развод в семье и отношения с детьми Практическая психология: эриксоновский гипноз УРОКИ ЛИДЕРСТВА Лечение социофобии Первая консультация бесплатно! Любовь к себе - это хорошо или плохо? Как лечить бессонницу? Психолог Минск Потоковые расстановки Причины лени Как мы воспринимаем себя, и как воспринимают нас другие, как мы видим свою внешность Позитивное мышление Защита от гипноза Конфликты в коллективе

ПОДЕЛИТЬСЯ: