"СИЛА ГАРМОНИИ"

Технология работы балинтовской группы в контексте детско-родительских отношений

Технология работы балинтовской группы в контексте детско-родительских отношений Сайт: psyhology.by, фото может носить иллюстрационный характер, название - Технология работы балинтовской группы в контексте детско-родительских отношений

По традиции в детских садах психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальных консультаций. Однако современные условия диктуют новые подходы к работе с родителями воспитанников. В наши дни всё популярней становятся методы тренинговых групповых работ. Один из таких методов называется «Балинтовская группа».

Своё название этот метод получил от имени Михаэля Балинта. Во второй половине 20 века Балинт проводил встречи с врачами одной из клиник Лондона. На этих встречах они обсуждали отношения, возникающие между врачом и пациентами: анализировали трудные случаи из своей практики, обсуждали то, какие ситуации пугают врачей, с чем им сложней всего работать, когда дело касается именно взаимоотношений «врач-пациент». Такие встречи завоёвывали всю большую популярность среди медиков, но вскоре обрели популярность и среди других специалистов, работающих в сфере межличностных отношений.

Если применять этот метод к работе психолога с группой родителей, то целью такой работы станет повышение качества коммуникации между родителями и их детьми, ликвидация безграмотности в решении сложных ситуаций общения, осознание качеств собственной личности, а также возможность в атмосфере безопасности и поддержки проработать те случаи, которые привели к ссоре, найти оптимальные способы бесконфликтного выхода из таких ситуаций.

Как именно проходят занятия в балинтовской группе?

Каждая встреча посвящается одному конкретному случаю, о котором рассказывает участник. Должно быть описано происшествие, вызвавшее беспокойство, удивление, злость или просто почему-то запомнилось. К примеру, маму ребёнка расстраивает, что её сын начал воровать. На балинтовской группе недостаточно такого общего описания проблемы, нужно выбрать конкретный случай воровства и рассказать именно про него. При этом основной акцент ставится не на поведении ребёнка, а на том, какой отклик это поведение оставило у родителя, как сам родитель воспринимает эту ситуацию и переживает трудность взаимоотношений. Рассказ ведётся в свободной форме.

После этого рассказчик формирует запрос. То есть он короткой фразой уточняет, что именно он хочет прояснить для себя в этой ситуации.

Дальше участники группы по кругу задают уточняющие вопросы. Принципиально, чтобы это были именно вопросы, а не советы о том, как можно справиться с проблемой. Здесь важно как можно больше узнать о ситуации. С помощью уточняющих вопросов, которых ему задают, сам рассказчик мысленно обращает внимание на те аспекты взаимоотношений, которые раньше были незаметны для него.

На следующем этапе, когда все вопросы заданы, участники группы делятся с рассказчиком тем, какие мысли и чувства вызвал в них обсуждаемый случай взаимоотношений. Можно использовать любые фантазии, образы, ассоциации «аналогичного случая», метафоры и символы, но нельзя давать советы или готовые решения, нельзя критиковать и поучать. Балинтовская группа не предполагает, что ситуацию можно интерпретировать как правильную или неправильную. Рассказчик просто получает опыт рассмотрения своей ситуации со стороны, возможность взглянуть на её под другим углом и, возможно, понять, почему этот случай привёл его к таким эмоциям.

После того, как все желающие высказались, рассказчика просят поделиться собственными мыслями, которые возникли у него в процессе обсуждения. Что нового появилось, какой нашёлся отклик. Это могут быть его впечатления о работе группе или короткий рассказ о своём эмоциональном состоянии в данный момент. Может так оказаться, что чьи-то фантазии или ассоциации вызовут у рассказчика неприятие или даже отторжение. Но часто бывает, что именно то, что сначала показалось «неправильным», впоследствии окажется самым точным объяснение произошедшего.

На последнем этапе работы участники по кругу делятся тем, что им самим дало обсуждение этого случая, о чём заставило задуматься и, возможно, чем помогло.

На этом встреча заканчивается.

Чаще всего занятия проводятся раз в неделю, а всего занятий столько, сколько участников в группе, – чтобы каждый имел возможность посвятить одну из встреч разбору именно его случая.

Такая форма работы с родителями повышает качество общения с ребёнком, даёт возможность осознать важность межличностных отношений и проясняет собственное поведение, в том числе используемые психологические защиты и установки.

Рекомендуем - психолог Минск цена консультация для женщины


  • Дата публикации на сайте psyhology.by: 22-05-2023 9:00:00
Услуги психолога в Беларуси

← Лень. Порок ли это? Мы общество эгоистов →


ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА:

Подростковый психолог Перинатальный психолог Логопед Групповые сеансы гипноза Трансформационные игры Семейный психолог Профориентация подростков Детский психолог Сексолог Психологический театр Бесплатный психолог Корпоративный психолог Услуги психолога Спортивный психолог

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ:

Как контролировать свои мысли!? Как поднять самооценку ребёнку? Психология семейной жизни Конфликты в коллективе ВНУШЕНИЕ Борьба с ленью Что такое гипнотерапия Депрессия Причины лени Защита от гипноза Лечение социофобии Личное мнение, личный взгляд на жизнь, всегда своя активная жизненная позиция... Иллюзия неудачи или психология неудачников Любовь к себе - это хорошо или плохо?

ПОДЕЛИТЬСЯ: