"СИЛА ГАРМОНИИ"

Как вернуть интерес к учёбе?

Как вернуть интерес к учёбе? Сайт: psyhology.by, фото может носить иллюстрационный характер, название - Как вернуть интерес к учёбе?

Случай из реальной практики психолога Алины Макаренко

(Имя и фамилия изменены. Проблема опубликована с согласия клиента.)

вернуть интерес к учёбе

Ко мне обратилась мама 10-летнего мальчика по имени Артем. Она заметила, что сын практически перестал делать уроки, проявлять интерес к школьным предметам и стал с неохотой посещать занятия. Прежде успешный и любознательный ребенок теперь говорил: «Мне всё равно», «Я не хочу учиться» и «Это всё бесполезно».

Проблема с которой пришли:

Мама рассказала в нашем психологическом центре, что раньше Артем легко справлялся с заданиями, но в последние месяцы его оценки резко ухудшились. Он стал раздражительным, часто уходил в себя и всё чаще говорил о том, что «ему ничего не хочется». Мама предполагала, что дело в лени или плохой компании. Она призналась, что пыталась его наказывать, лишала телефона, ограничивала прогулки с друзьями, но это только усиливало напряжение в отношениях и никак не влияло на его успехи в учебе.

Мама также рассказала, что учителя начали жаловаться на поведение Артема в классе. Он стал отвлекаться, перестал выполнять домашние задания и часто демонстрировал безразличие даже на тех уроках, которые раньше любил. Ситуация начала вызывать тревогу не только у мамы, но и у школьных педагогов, которые предполагали, что Артем либо потерял интерес к учебе, либо столкнулся с серьезными эмоциональными проблемами.

Методы работы:

Работу с Артемом я начала с создания безопасной атмосферы. Когда доверительный контакт с детским психологом был уставлен, мы использовали следующие элементы в работе:

  • МАК (метафорические ассоциативные карты) для выявления скрытых переживаний;
  • Игровые техники для формирования мотивации через интерес;
  • Элементы арт-терапии для выражения эмоций через рисунок и творчество;
  • Практики визуализации для формирования позитивного образа себя в будущем.

Как проходила работа:

На первой встрече я предложила Артему выбрать несколько карт, которые, по его мнению, могли бы описать его текущее состояние. Он выбрал карты с изображением пустыни, человека в темной комнате и часов с обломанными стрелками. Когда я спросила, что он видит в этих образах, Артем сказал: «Я как будто застрял и ничего не могу изменить».

Этот образ стал ключом к пониманию его состояния. Артем признался, что чувствует себя неуспешным и боится ошибок, из-за чего предпочитает вовсе не пробовать, чтобы не разочаровать маму и учителей. Он также рассказал, что в классе над ним иногда подшучивают, а учительница недавно сделала его объектом критики перед всем классом, что окончательно убило его желание находиться в уроках.

На следующих встречах мы работали над изменением этих установок. Через технику «письма в будущее» Артем смог представить себя успешным и определить, что ему нужно сделать для этого. Мы также ввели систему маленьких целей: например, прочитать одну страницу учебника или решить одну задачу. Каждый успех отмечался похвалой.

Дополнительно я предложила маме проконсультироваться с врачом и проверить уровень железа в организме, так как апатия и потеря интереса могут быть связаны и с физиологическими причинами. Как оказалось позже, у Артема действительно был понижен уровень железа, что также влияло на его состояние. Совместно с врачом был разработан план по восстановлению баланса, и мама внимательно следила за его выполнением. Питание было скорректировано, Артем стал принимать витамины, которые выписал ему врач, повышающие уровень железа, а также больше времени проводить на свежем воздухе, что благоприятно сказалось на его общем состоянии.

Параллельно мы ввели дома систему поощрений и мотивации. Вместо наказаний мы предложили небольшие награды за усилия — не только за отличные оценки, но и за сам процесс учёбы. Это помогло Артему увидеть связь между своими стараниями и результатом. Мы с мамой подробно разобрали, как правильно хвалить ребенка, чтобы это не воспринималось как давление или завышенные ожидания. Важно было отметить сам факт старания, а не только конечный результат.

Я также провела беседу с мамой о важности поддержки и принятия. Мы обсудили, как хвалить ребенка за усилия, а не только за результат, и как замечать даже небольшие успехи. Это помогло маме наладить контакт с Артемом и снизить напряженность в их отношениях.

возвращение мотивации к учёбе

Результат:

Постепенно Артем начал чувствовать больше уверенности в себе. Мы с мамой разработали систему небольших домашних «побед» — например, выполнение одного задания по математике или чтение 10 минут в день. Это помогло ему снова почувствовать контроль над своей учебой. Через два месяца Артем снова начал проявлять интерес к урокам и даже записался в кружок по программированию. Теперь у него есть ощущение успеха, которое он может развивать самостоятельно.

Через три месяца после начала работы с психологом мама снова пришла ко мне и поделилась радостной новостью: Артем начал приносить домой хорошие оценки, а главное — сам проявлял желание учиться. Он стал увереннее в себе, а их отношения в семье значительно улучшились. Артем перестал уходить в себя, стал чаще общаться со сверстниками и нашел новых друзей в кружке по программированию.

Рекомендации для родителей:

Если вы заметили у ребенка потерю мотивации к учебе, важно:

  • Не торопиться с выводами о «лентяе» — за этим могут стоять страхи или даже физиологические проблемы.
  • Поддержите ребенка в мелких успехах. Начинайте с небольших задач и постепенно усложняйте их.
  • Обсудите с ребенком его страхи и переживания. Иногда даже простая беседа может выявить важные моменты.
  • При подозрении на упадок сил или апатию — обязательно проверьте здоровье ребенка.

Помните, что потеря мотивации не означает, что ребенок ленится или не хочет учиться. Иногда за этим кроются страхи, неуверенность или даже проблемы с уровнем железа. Чем раньше вы сможете понять истинную причину, тем быстрее сможете помочь ребенку вернуться к учебе и почувствовать себя успешным.

 

 


  • Дата публикации на сайте psyhology.by: 01-07-2024 17:30:00
Услуги психолога в Беларуси

← Как сохранить семью? Как ребенку выбрать профессию →


ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА:

Астролог Минск Спортивный психолог Детский психолог Профориентация подростков Корпоративный психолог Подростковый психолог Услуги гипнолога (Гипноз) Логопед Психолог Минск Кризисный психолог Энерготерапевт Сексолог Эриксоновский гипноз Бесплатный психолог

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ:

Как лечить бессонницу? ОБИДА — НЕ БЕДА Как не впасть в депрессию: схема BASIC Определение характера по смеху человека Как вернуть интерес к учёбе? Как решить проблемы с матерью? Или моя история... Первая консультация бесплатно! Потоковые расстановки Как контролировать свои мысли!? Консультация психолога Как прокачать мозг на удачу Личное мнение, личный взгляд на жизнь, всегда своя активная жизненная позиция... С чем работает психолог Педагог-психолог

ПОДЕЛИТЬСЯ: