"СИЛА ГАРМОНИИ"

Агрессивный подросток

Агрессивный подросток Сайт: psyhology.by, фото может носить иллюстрационный характер, название - Агрессивный подросток

Случай из реальной практики психолога Алины Макаренко

(Имя и фамилия изменены. Проблема опубликована с согласия клиента.)

Агрессивный и замкнутый подросток

вернуть интерес к учёбе

 

Недавно в центр психологической помощи "Сила гармонии" обратилась мама 15-летнего подростка по имени Иван. Она рассказала, что раньше у них были тёплые отношения, но за последние месяцы сын стал замкнутым и агрессивным. Он почти перестал разговаривать с родителями, проводил всё свободное время в своей комнате и отказывался выходить на улицу даже с друзьями. На попытки мамы поговорить Иван резко отвечал: «Оставьте меня в покое!» и хлопал дверью.

Мама подозревала, что у сына началась депрессия, связанная с психосоматикой, но также не исключала проблемы в школе или конфликт с друзьями, связанный с буллингом. Семья обратилась ко мне, к подростковому психологу, чтобы разобраться в ситуации и наладить контакт с подростком. Для выяснения причин мама готова была обратиться даже к гипнологу нашего центра Владиславу Аксиновичу.

Методы работы с агрессивным подростком

Для начала я, как семейный психолог, провела встречу только с мамой, чтобы выяснить, какие события предшествовали переменам в поведении Ивана. Выяснилось, что у мальчика недавно произошла ссора с лучшим другом, а ещё он переживал из-за постоянных замечаний со стороны учителей по поводу успеваемости. В этот период Иван также стал увлекаться компьютерными играми, что ещё больше отдаляло его от реальности и семьи.

Далее я начала работу с Иваном. Я использовала:

  • Элементы КПТ для работы с тревожными мыслями;
  • Эмоционально-образную терапию, чтобы помочь ему выразить накопившиеся эмоции;
  • Техники постепенного выстраивания доверия, чтобы он чувствовал себя комфортно во время наших встреч;
  • Метод рефрейминга, чтобы помочь ему увидеть ситуацию с другой точки зрения;
  • Технику «письмо эмоций», которая позволила Ивану выразить свои чувства без страха осуждения;
  • Технику «Дерево решений», чтобы научить его анализировать сложные ситуации и находить конструктивные выходы.

Как проходила работа с агрессивным ребёнком?

На первой встрече Иван практически не разговаривал. Он не хотел отвечать на мои вопросы и явно испытывал недоверие. Вместо прямых вопросов я предложила ему написать на бумаге, что его беспокоит, не показывая мне этот текст. Это сняло напряжение, и со временем он начал потихоньку раскрывать свои переживания.

причины агрессии у подростка

Мы начали с обсуждения его рутины и увлечений. Иван признался, что ему сложно сосредотачиваться на учёбе, потому что мысли о конфликте с другом постоянно возвращались. Кроме того, он чувствовал, что родители не понимают его и не ценят его усилий. Иван часто слышал фразы вроде «Ты опять ничего не сделал» или «Ты просто ленишься», что вызывало у него сильное чувство вины и раздражение.

Мы прорабатывали тревожные мысли методом «стоп-кадра»: когда у Ивана возникала негативная мысль о себе или о родителях, он учился останавливать её и анализировать, насколько она реальна. Эта техника помогла ему понять, что не каждое замечание со стороны учителей означало, что он «плохой» или «никчёмный».

Для проработки злости и подавленных эмоций я предложила технику «письмо эмоций». Иван написал письмо своему другу, в котором описал, что чувствовал после их ссоры. Это помогло ему выплеснуть накопленную обиду и тревогу. Мы также разбирали это письмо, находя в нём важные моменты, которые указывали на внутренние страхи Ивана — страх быть отвергнутым, страх не оправдать ожидания родителей.

Параллельно я предложила ему вести «дневник успехов», куда он записывал даже небольшие победы — например, когда смог выполнить трудное задание или просто пообщаться с родителями без ссор. Этот приём помог Ивану постепенно почувствовать уверенность в своих силах.

Я также проводила встречи с мамой и папой, помогая им выстроить доверительный диалог с сыном. Вместо критики они начали использовать технику «Я-высказываний», где фокус ставился на чувства родителей, а не на обвинения. Например, «Я волнуюсь, когда ты уходишь, не сказав куда» вместо «Ты опять пропал на весь вечер!»

Я помогала родителям понять, как важно хвалить Ивана за его усилия, даже если результат был далёк от идеального. Вместо «Почему ты решил эту задачу так долго?» я предложила говорить: «Я вижу, как ты старался, и горжусь тем, что ты не сдался».

Мы договорились с родителями о небольших совместных активностях: совместное приготовление ужина, просмотр фильма или прогулки в парке. Это помогло Ивану почувствовать себя частью семьи и уменьшило его желание изолироваться в своей комнате.

Постепенно мы работали над восстановлением доверия внутри семьи. Я предложила родителям договориться с Иваном о «семейных правилах», которые включали в себя не только обязанности, но и права. Например, договорились, что Иван может играть в компьютерные игры, но только после выполнения уроков, а также завели правило совместного ужина без телефонов. Эти простые шаги помогли подростку почувствовать, что его мнение важно и что он не просто объект контроля, а полноправный член семьи.

Я также предложила Ивану попробовать технику «социальной карты», где он визуализировал круг своих близких людей и отмечал, как складываются его отношения с ними. Это помогло ему увидеть, что родители на самом деле стремятся помочь, а не просто «давить» на него. Иван признался, что после этой работы он смог по-другому взглянуть на их заботу и почувствовал себя более защищённым.

убрать агрессию у подростка

Результат работы с агрессивным подростком

Через несколько недель Иван стал более открытым, начал рассказывать маме о своих делах и даже предложил поехать всей семьёй в выходной за город. Постепенно отношения в семье наладились. Иван признался, что чувствует себя более уверенно и перестал бояться осуждения со стороны родителей. Родители отметили, что их сын стал более спокойным и с удовольствием проводит с ними время. В общем, не понадобился ни триггерный гипноз, ни тяжёлая артиллерия - магнетический гипноз.


  • Дата публикации на сайте psyhology.by: 01-07-2024 17:30:00
Услуги психолога в Беларуси

← Почему не хочется секса? Ребёнок обманывает. Как с этим справится? →


ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА:

Женский психолог Услуги психолога Психолог Минск Трансформационные игры Групповые сеансы гипноза Кризисный психолог Психолог онлайн Эриксоновский гипноз Психологический театр Астролог Минск Корпоративный психолог Спортивный психолог Таролог Услуги гипнолога (Гипноз)

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ:

Что делать, если тебя не понимают? Практическая психология: эриксоновский гипноз Педагог-психолог Тета хиллинг Школьный буллинг, как прекратить. Магия слова Определение характера по смеху человека Депрессия Борьба с ленью Как сохранить семью? Потоковые расстановки Как не впасть в депрессию: схема BASIC Как поднять самооценку ребёнку? Как начать свое саморазвитие

ПОДЕЛИТЬСЯ: