"СИЛА ГАРМОНИИ"

Агрессивный подросток

Агрессивный подросток Сайт: psyhology.by, фото может носить иллюстрационный характер, название - Агрессивный подросток

Случай из реальной практики психолога Алины Макаренко

(Имя и фамилия изменены. Проблема опубликована с согласия клиента.)

Агрессивный и замкнутый подросток

вернуть интерес к учёбе

 

Недавно в центр психологической помощи "Сила гармонии" обратилась мама 15-летнего подростка по имени Иван. Она рассказала, что раньше у них были тёплые отношения, но за последние месяцы сын стал замкнутым и агрессивным. Он почти перестал разговаривать с родителями, проводил всё свободное время в своей комнате и отказывался выходить на улицу даже с друзьями. На попытки мамы поговорить Иван резко отвечал: «Оставьте меня в покое!» и хлопал дверью.

Мама подозревала, что у сына началась депрессия, связанная с психосоматикой, но также не исключала проблемы в школе или конфликт с друзьями, связанный с буллингом. Семья обратилась ко мне, к подростковому психологу, чтобы разобраться в ситуации и наладить контакт с подростком. Для выяснения причин мама готова была обратиться даже к гипнологу нашего центра Владиславу Аксиновичу.

Методы работы с агрессивным подростком

Для начала я, как семейный психолог, провела встречу только с мамой, чтобы выяснить, какие события предшествовали переменам в поведении Ивана. Выяснилось, что у мальчика недавно произошла ссора с лучшим другом, а ещё он переживал из-за постоянных замечаний со стороны учителей по поводу успеваемости. В этот период Иван также стал увлекаться компьютерными играми, что ещё больше отдаляло его от реальности и семьи.

Далее я начала работу с Иваном. Я использовала:

  • Элементы КПТ для работы с тревожными мыслями;
  • Эмоционально-образную терапию, чтобы помочь ему выразить накопившиеся эмоции;
  • Техники постепенного выстраивания доверия, чтобы он чувствовал себя комфортно во время наших встреч;
  • Метод рефрейминга, чтобы помочь ему увидеть ситуацию с другой точки зрения;
  • Технику «письмо эмоций», которая позволила Ивану выразить свои чувства без страха осуждения;
  • Технику «Дерево решений», чтобы научить его анализировать сложные ситуации и находить конструктивные выходы.

Как проходила работа с агрессивным ребёнком?

На первой встрече Иван практически не разговаривал. Он не хотел отвечать на мои вопросы и явно испытывал недоверие. Вместо прямых вопросов я предложила ему написать на бумаге, что его беспокоит, не показывая мне этот текст. Это сняло напряжение, и со временем он начал потихоньку раскрывать свои переживания.

причины агрессии у подростка

Мы начали с обсуждения его рутины и увлечений. Иван признался, что ему сложно сосредотачиваться на учёбе, потому что мысли о конфликте с другом постоянно возвращались. Кроме того, он чувствовал, что родители не понимают его и не ценят его усилий. Иван часто слышал фразы вроде «Ты опять ничего не сделал» или «Ты просто ленишься», что вызывало у него сильное чувство вины и раздражение.

Мы прорабатывали тревожные мысли методом «стоп-кадра»: когда у Ивана возникала негативная мысль о себе или о родителях, он учился останавливать её и анализировать, насколько она реальна. Эта техника помогла ему понять, что не каждое замечание со стороны учителей означало, что он «плохой» или «никчёмный».

Для проработки злости и подавленных эмоций я предложила технику «письмо эмоций». Иван написал письмо своему другу, в котором описал, что чувствовал после их ссоры. Это помогло ему выплеснуть накопленную обиду и тревогу. Мы также разбирали это письмо, находя в нём важные моменты, которые указывали на внутренние страхи Ивана — страх быть отвергнутым, страх не оправдать ожидания родителей.

Параллельно я предложила ему вести «дневник успехов», куда он записывал даже небольшие победы — например, когда смог выполнить трудное задание или просто пообщаться с родителями без ссор. Этот приём помог Ивану постепенно почувствовать уверенность в своих силах.

Я также проводила встречи с мамой и папой, помогая им выстроить доверительный диалог с сыном. Вместо критики они начали использовать технику «Я-высказываний», где фокус ставился на чувства родителей, а не на обвинения. Например, «Я волнуюсь, когда ты уходишь, не сказав куда» вместо «Ты опять пропал на весь вечер!»

Я помогала родителям понять, как важно хвалить Ивана за его усилия, даже если результат был далёк от идеального. Вместо «Почему ты решил эту задачу так долго?» я предложила говорить: «Я вижу, как ты старался, и горжусь тем, что ты не сдался».

Мы договорились с родителями о небольших совместных активностях: совместное приготовление ужина, просмотр фильма или прогулки в парке. Это помогло Ивану почувствовать себя частью семьи и уменьшило его желание изолироваться в своей комнате.

Постепенно мы работали над восстановлением доверия внутри семьи. Я предложила родителям договориться с Иваном о «семейных правилах», которые включали в себя не только обязанности, но и права. Например, договорились, что Иван может играть в компьютерные игры, но только после выполнения уроков, а также завели правило совместного ужина без телефонов. Эти простые шаги помогли подростку почувствовать, что его мнение важно и что он не просто объект контроля, а полноправный член семьи.

Я также предложила Ивану попробовать технику «социальной карты», где он визуализировал круг своих близких людей и отмечал, как складываются его отношения с ними. Это помогло ему увидеть, что родители на самом деле стремятся помочь, а не просто «давить» на него. Иван признался, что после этой работы он смог по-другому взглянуть на их заботу и почувствовал себя более защищённым.

убрать агрессию у подростка

Результат работы с агрессивным подростком

Через несколько недель Иван стал более открытым, начал рассказывать маме о своих делах и даже предложил поехать всей семьёй в выходной за город. Постепенно отношения в семье наладились. Иван признался, что чувствует себя более уверенно и перестал бояться осуждения со стороны родителей. Родители отметили, что их сын стал более спокойным и с удовольствием проводит с ними время. В общем, не понадобился ни триггерный гипноз, ни тяжёлая артиллерия - магнетический гипноз.


  • Дата публикации на сайте psyhology.by: 01-07-2024 17:30:00
Услуги психолога в Беларуси

← Почему не хочется секса? Ребёнок обманывает. Как с этим справится? →


ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА:

Логопед Групповые сеансы гипноза Женский психолог Услуги гипнолога (Гипноз) Сексолог Спортивный психолог Астролог Минск Трансформационные игры Регрессивный гипноз Подростковый психолог Психологический театр Профориентация подростков Таролог Бесплатный психолог

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ:

Первая консультация бесплатно! Ребёнок обманывает. Как с этим справится? Как уберечь детей от преступного мира? ОБИДА — НЕ БЕДА Интернет и дети Как прокачать мозг на удачу Секреты избавления от мелких неприятностей Как не впасть в депрессию: схема BASIC Потоковые расстановки Неизвестные Как начать свое саморазвитие Магия слова С чем работает психолог Практика гипноза в мире

ПОДЕЛИТЬСЯ: