"СИЛА ГАРМОНИИ"

Подросток чувствует себя одиноко

Подросток чувствует себя одиноко Сайт: psyhology.by, фото может носить иллюстрационный характер, название - Подросток чувствует себя одиноко

Случай из реальной практики психолога Алины Макаренко

(Имя и фамилия изменены. Проблема опубликована с согласия клиента.)

Работа с подростком, испытывающим чувство одиночества

Недавно в центр психологической помощи "Сила гармонии" обратилась мама 14-летнего подростка по имени Артём. Она рассказала, что сын стал крайне замкнутым: перестал общаться с одноклассниками, начал избегать школьных мероприятий и даже отказался ехать в летний лагерь, хотя раньше ждал его с нетерпением. В школе он всё чаще сидел один, дома проводил часы в интернете, в основном просматривая видео, связанные с одиночеством и отвержением.

Мама говорила, что сын «словно закрылся в своём мире» и всё чаще произносил фразы вроде: «Я никому не интересен», «Мне не с кем говорить», «Я лишний». Попытки семьи как-то взбодрить или развеселить подростка не приносили результата — Артём только раздражался или замыкался ещё больше.

Она обратилась ко мне, как к подростковому психологу, с просьбой разобраться в происходящем и помочь Артёму вернуть вкус к жизни и интерес к окружающим.

Работа с подростком, чувствующим одиночество

Первым шагом я провела встречу только с мамой, чтобы понять контекст — как долго наблюдаются изменения, что происходило в жизни Артёма в последнее время. Выяснилось, что несколько месяцев назад семья переехала, и подросток сменил школу. В новой среде Артём не смог влиться в коллектив. Его попытки подружиться с одноклассниками не были приняты, и вскоре он начал ощущать себя «невидимым».

Также мама призналась, что из-за занятости на новой работе она стала меньше проводить времени с сыном. Папа, хоть и жил с семьёй, был постоянно в разъездах. Получилось, что Артём лишился привычной поддержки на всех уровнях — в школе, дома и среди друзей.

Методы работы с чувством одиночества у подростка

На первой индивидуальной встрече Артём выглядел отстранённым, не стремился к контакту. Я не стала настаивать на откровенном разговоре сразу, а предложила ему выбрать карту из МАК (метафорических ассоциативных карт), которая, по его мнению, отражает его текущее состояние. Он выбрал карту с изображением фигуры в тени, стоящей у окна в дождливый день.

Это стало отправной точкой для разговора. Я мягко спросила: «А если эта фигура могла бы заговорить, что бы она сказала?» Артём тихо ответил: «Что никто не ждёт, когда она выйдет».

На протяжении следующих встреч я использовала:

  • Элементы КПТ для работы с негативными установками вроде «Я никому не нужен», «Меня никто не замечает»;
  • Эмоционально-образную терапию — подросток визуализировал свои чувства одиночества, гнева, обиды через рисунки и образы;
  • Технику «социального круга», в которой Артём изображал всех значимых людей в своей жизни, и мы вместе анализировали, кого не хватает, кого хочется вернуть ближе;
  • Технику «маленьких шагов», с помощью которой мы разрабатывали план восстановления социальных связейв школе (например, начать с простого: сказать «привет» первому, задать вопрос на перемене, найти общий интерес с кем-то в классе).

Семейная работа

Отдельно я работала с мамой, объясняя, как важно не просто «развлекать» сына, а давать ему пространство для открытого диалога и принятия чувств. Вместо фраз: «Что ты такой грустный?», я предложила использовать: «Ты выглядишь уставшим, хочешь рассказать, как прошёл день?»

Также я предложила семье ввести традицию «вечерних 10 минут», когда каждый член семьи без телефонов делится одним хорошим и одним трудным моментом дня. Артём поначалу отказывался участвовать, но уже через неделю сам начал делиться, особенно когда увидел, что родители честно говорят и о своих чувствах.

Результат работы с одиноким ребенком

Через несколько недель Артём стал более открытым. Он начал улыбаться, сам предложил маме вместе сходить в кино, вернулся в школьный кружок робототехники, который раньше любил. Его классный руководитель заметил, что он стал чаще вступать в диалог с одноклассниками.

На одной из последних встреч он сказал: «Я не знал, что можно просто быть собой и не бояться, что тебя не примут».

Внутренняя опора, которую мы вместе выстраивали, помогла Артёму почувствовать свою значимость — сначала для самого себя, а потом и для других.

Рекомендации родителям подростков, чувствующих себя одинокими:

  • Не обесценивайте переживания ребёнка («Да чего ты выдумываешь?», «Прекрати грустить!»);
  • Уделяйте внимание эмоциональному контакту, а не только контролю и бытовым вопросам;
  • Помогите подростку восстановить или создать новые социальные связи — кружки, хобби, волонтёрство;
  • Признавайте его чувство одиночества как реальное и важное — «Я вижу, что тебе сейчас тяжело, и я рядом».
  • Не бойтесь обращаться к специалисту, если подросток замыкается, теряет интерес к жизни и близким — это не «переходный возраст», а сигнал о внутренней боли.

Приходите в наш психологический центр!


  • Дата публикации на сайте psyhology.by: 01-04-2025 13:10:00
Услуги психолога в Беларуси

← Страх перед соревнованием Спортивная педагогика →


ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА:

Спортивный психолог Энерготерапевт Таролог Психолог Минск Корпоративный психолог Профориентация подростков Психологический театр Трансформационные игры Подростковый психолог Групповые сеансы гипноза Психолог онлайн Семейный психолог Эриксоновский гипноз Регрессивный гипноз

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ:

Причины лени Как контролировать свои мысли!? ОБИДА — НЕ БЕДА Первая консультация бесплатно! Алопеция - что это такое и можно ли лечить гипнозом? Когда в отношениях нужна помощь сексолога? С чем работает психолог Как мы воспринимаем себя, и как воспринимают нас другие, как мы видим свою внешность Как ребенку выбрать профессию Психологический центр Психолог Минск Развод в семье и отношения с детьми ВНУШЕНИЕ Потоковые расстановки

ПОДЕЛИТЬСЯ: