"СИЛА ГАРМОНИИ"

Ребенок боится быть дома один

Ребенок боится быть дома один Сайт: psyhology.by, фото может носить иллюстрационный характер, название - Ребенок боится быть дома один

Случай из реальной практики психолога Алины Макаренко

(Имя и фамилия изменены. Проблема опубликована с согласия клиента.)


Ко мне обратились родители восьмилетней девочки по имени Маша. Они рассказали, что их дочь испытывает сильную тревогу, когда остаётся одна дома, даже на короткий промежуток времени. Любая попытка выйти в магазин или спуститься к соседям вызывала у Маши панику. Она начинала плакать, кричать и буквально цеплялась за родителей, умоляя не оставлять её одну. Даже когда мама оставалась в соседней комнате, Маша заходила к ней каждые несколько минут, чтобы проверить, что мама на месте. Со временем страх стал мешать не только девочке, но и всей семье. Родители не
могли спокойно выйти из дома даже на короткое время, и эта ситуация приводила к напряжению в их отношениях. Они обратились ко мне за помощью, чтобы понять, как помочь дочери справиться со своим страхом.  

Методы работы с тревожным ребенком


Для начала я провела консультацию только с родителями, чтобы выяснить, были ли в жизни Маши какие-то события, которые могли спровоцировать её страхи. Оказалось, что полгода назад у них в подъезде произошёл неприятный инцидент: сосед сильно напугал девочку, громко стуча в дверь и крича, что кто-то украл его вещи. С тех пор Маша начала бояться незнакомых звуков и испытывать панический страх при мысли, что
она может оказаться дома одна. Я решила работать с Машей комплексно, используя:
- Методы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) для проработки тревожных мыслей;
- Техники визуализации, чтобы помочь Маше представить себя в безопасной обстановке;
- Игровые элементы, чтобы снизить напряжение и страх в ходе работы;
- Постепенную экспозицию, чтобы аккуратно помочь девочке адаптироваться к ситуации, вызывающей страх;
- Работу с родителями, чтобы научить их поддерживать Машу и укреплять её уверенность.

ребенок боится быть один дома

Работа с тревожным ребенком


На первых встречах Маши с психологом, она была замкнутой и стеснялась говорить о своих страхах. Я предложила ей нарисовать «домик безопасности» — место, где она чувствовала бы себя спокойно. В этом домике Маша изобразила свою комнату, любимые игрушки и даже придумала «волшебного защитника», который должен был охранять её в отсутствие родителей. Этот рисунок помог мне понять, какие элементы обстановки и взаимодействия
важны для девочки. Затем мы работали с её тревожными мыслями. Маша часто говорила фразы вроде: «Если меня оставят одну, со мной что-то случится» или «Если я останусь одна, кто-то ворвётся в дом». Мы разбирали эти мысли и анализировали их реальность. Вместе мы
составили список «защитных шагов», которые помогут Маше чувствовать себя в безопасности:

- Закрывать входную дверь на замок;
- Договориться с родителями о сигнальном звонке по телефону, чтобы удостовериться, что всё в порядке;
- Положить любимую игрушку на видное место как символ защиты;
- Поставить на холодильник список номеров, по которым можно позвонить в случае волнения.

Постепенно я начала проводить с Машей технику «постепенной экспозиции». Сначала родители выходили из комнаты всего на несколько минут, сообщая дочери об этом заранее. Маша знала, что родители находятся в квартире, но не видит их. Мы договорились, что она может поставить песочные часы, чтобы наблюдать за временем и быть уверенной, что мама вернётся именно тогда, когда обещала. Позже мы перешли к более длительным интервалам — родители уходили в магазин на 10-15 минут. Маша знала, что в это время она может позвонить маме по телефону, если почувствует тревогу. Этот этап был особенно важным, поскольку помог девочке научиться справляться со своими эмоциями самостоятельно.
Параллельно я работала с родителями, объясняя, как важно сохранять спокойствие и не поддаваться на истерики. Я предложила им метод «спокойной уверенности»: вместо уговоров и попыток успокоить Машу в моменты паники, они должны были уверенно говорить: «Я знаю, что ты справишься. Ты сильная девочка, я вернусь очень скоро». Это укрепляло Машину уверенность в своих силах. Также мы ввели правило «контрольных точек» — Маша сама выбирала места в доме, которые ей казались безопасными (например, диван с любимыми подушками или кухонный уголок). Она знала, что если почувствует тревогу, ей нужно перейти в одно из этих мест, чтобы немного успокоиться. Для закрепления результата мы вместе придумали ритуал «Прощание с тревогой». Каждый раз, когда родители собирались выйти, Маша должна была взять игрушку и сказать ей: «Ты будешь охранять дом, а я буду ждать маму и папу спокойно». Этот символический акт помогал девочке переключиться на позитивный настрой.


Рекомендации родителям о тревожном ребенке


Чтобы помочь ребёнку справиться со страхами, рекомендую родителям следовать
следующим шагам:

- Не обесценивайте страхи ребёнка. Фразы вроде «Да чего ты боишься?» или «Это всё ерунда» только усиливают тревожность. Лучше сказать: «Я вижу, что тебе страшно, но я рядом и помогу тебе справиться».
- Создайте предсказуемый распорядок дня. Если ребёнок знает, что родители уходят в одно и то же время и возвращаются точно по расписанию, это помогает снизить тревожность.
- Поощряйте самостоятельность. Давайте ребёнку небольшие поручения, что бы потом не пришлось снимать стресс, например, сложить игрушки или нарисовать рисунок. Это помогает переключить внимание и уменьшить страх.
- Укрепляйте чувство безопасности. Расскажите ребёнку, что в доме есть замки, звонки, а также добрые соседи, которые всегда помогут в случае
необходимости.
- Хвалите ребёнка за успехи. Даже если ребёнок всего на 5 минут остался один без паники, важно отметить этот успех словами: «Ты справился! Ты
молодец!»


Результат работы с тревожным ребенком


Через несколько недель ситуация заметно улучшилась. Маша стала увереннее оставаться дома на короткие промежутки времени, а панические реакции практически сошли на нет. Со временем она начала воспринимать моменты, когда родители ненадолго уходили, как возможность поиграть или заняться любимым делом. Родители также отметили, что их отношения с дочерью стали более доверительными, а сама Маша стала спокойнее и увереннее в повседневной жизни. Важно помнить, что страхи у детей могут быть очень стойкими, но при грамотной поддержке они постепенно отступают. Главное — сохранять терпение и веру в силы своего ребёнка. И не понадобился триггерный гипноз. Приходите в наш психологический центр!


  • Дата публикации на сайте psyhology.by: 01-04-2025 13:10:00
Услуги психолога в Беларуси

← Ребенок уходит из дома Как научиться говорить НЕТ →


ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА:

Спортивный психолог Перинатальный психолог Услуги гипнолога (Гипноз) Таролог Трансформационные игры Психолог онлайн Логопед Кризисный психолог Профориентация подростков Астролог Минск Женский психолог Регрессивный гипноз Семейный психолог Энерготерапевт

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ:

Неизвестные Что делать, если тебя не понимают? Как мы воспринимаем себя, и как воспринимают нас другие, как мы видим свою внешность Агрессивный подросток Лечение социофобии Психология Борьба с ленью Практическая психология: эриксоновский гипноз Потоковые расстановки Как сохранить отношения в паре на долгие годы: советы сексолога Психология семейной жизни Как вернуть интерес к учёбе? Как уберечь детей от преступного мира? Семейный психолог и психоаналитик

ПОДЕЛИТЬСЯ: