"СИЛА ГАРМОНИИ"

Я толстая и страшная

Я толстая и страшная Сайт: psyhology.by, фото может носить иллюстрационный характер, название - Я толстая и страшная

Случай из реальной практики психолога Алины Макаренко

(Имя и фамилия изменены. Проблема опубликована с согласия клиента.)

«Я толстая и страшная». Как помочь подростку принять своё тело и справиться с бодишеймингом

В центр «Сила гармонии»обратилась мама 13-летней девочки по имени Лена. Она с тревогой рассказала, что дочь всё чаще говорит о себе в уничижительном тоне, отказывается смотреться в зеркало, перестала носить любимую одежду, стала прятаться в бесформенных худи и избегать встреч с друзьями.

По словам мамы, Лена резко перестала фотографироваться, отказалась ехать на школьную экскурсию, а дома проводила часы, просматривая в соцсетях страницы популярных блогеров, сравнивая себя с ними.

Однажды мама услышала, как Лена плачет в комнате и говорит себе: «Я жирная и уродливая, даже в лагере надо мной смеялись». Родители заподозрили, что дело может быть не только в подростковом восприятии, но и в реальных эпизодах травли. Они решили обратиться ко мне за помощью.

Причины формирования негативного образа тела

На первой консультации я пообщалась с мамой и выяснила, что некоторое время назад Лена действительно подверглась насмешкам со стороны одноклассников: кто-то из мальчиков назвал её «пончиком», а в чате класса выкладывались мемы на тему «фигуристых» девочек.

Кроме того, в семье регулярно звучали неосознанные комментарии, которые усиливали тревожность: бабушка критиковала порции Лены за ужином, папа в шутку говорил: «Будешь много есть — на танцы не возьмут». Даже без злого умысла эти фразы формировали у девочки чувство стыда за своё тело.

Этапы психологической помощи

На первых встречах с Леной я старалась создать безопасное пространство. Она сначала отвечала односложно, избегала зрительного контакта, постоянно натягивала рукава на руки и пряталась в капюшон.

Я использовала:

  • Техники телесной осознанности (через дыхание, ощущение опоры, работы с зеркалом), чтобы вернуть Лену в контакт с телом без стыда;
  • МАК для выявления внутренних образов тела — Лена выбрала карту с силуэтом, стоящим в отражении в воде и говорила: «Я бы хотела утонуть, чтобы меня не было видно»;
  • Элементы когнитивно-поведенческой терапии, чтобы разоблачать вредные установки: «Только худые нравятся», «Если у тебя нет талии — ты никто»;
  • Практику дневника благодарности телу, где девочка ежедневно отмечала, за что она благодарна своему телу (например, «оно помогает мне танцевать», «я могу бегать с подругами»).

Работа с самооценкой и восприятием внешности

Постепенно Лена начала рассказывать о том, что чувствует себя «не такой», как другие девочки в Instagram. Мы вместе просматривали подборку фото и разбирали, как формируется «идеальный» образ в соцсетях: фильтры, позы, фотошоп. Я предложила ей сравнить «глянцевую» версию себя с реальной: «Если бы ты писала пост о себе — что бы ты написала честно?»

Мы разработали карту самоуважения — с качествами, не связанными с внешностью: чувство юмора, доброта, внимание к друзьям, творческие идеи. Это помогло Лене почувствовать, что её ценность — не только в теле.

Семейная поддержка

С мамой и папой я провела отдельную встречу. Мы обсудили, какие слова и поведение в семье могли (пусть неосознанно) подкреплять чувство стыда у Лены. Я предложила им использовать язык поддержки:

❌ «Ты бы ела меньше — не переживала бы»

✅ «Ты достойна любви и принятия в любом теле»

Я также рекомендовала исключить любые сравнения с другими детьми — даже в положительном ключе («Смотри, как стройно Таня танцует!»). Вместо этого — фокус на усилия и индивидуальность Лены.

Результат

Через месяц Лена стала более уверенной. Она снова начала посещать кружок по вокалу, согласилась поехать с классом в поездку и даже выложила своё первое фото за полгода в соцсетях — без фильтров. На одной из встреч она сказала: «Раньше я думала, что если я не красивая, меня не будут любить. А теперь я чувствую, что я важная — просто потому, что я есть».

Рекомендации родителям подростков, страдающих от негативного образа тела:

  • Следите за тем, как вы говорите о внешности — своей и чужой;
  • Не комментируйте телосложение ребёнка — даже «в шутку»;
  • Помогите подростку развивать образ себя не только через тело — хобби, навыки, ценности;
  • Поддержите подростка, если он сталкивается с бодишеймингом — и никогда не обесценивайте его боль;
  • Объясняйте, что все тела разные, и это нормально.

  • Дата публикации на сайте psyhology.by: 01-04-2025 13:10:00
Услуги психолога в Беларуси

← Как заботиться о себе Страх перед соревнованием →


ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА:

Услуги гипнолога (Гипноз) Спортивный психолог Регрессивный гипноз Психологический массаж Семейный психолог Психолог Минск Бесплатный психолог Подростковый психолог Групповые сеансы гипноза Астролог Минск Детский психолог Услуги психолога Перинатальный психолог Логопед

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ:

Как начать свое саморазвитие Агрессивный подросток Тета хиллинг Что делать, если тебя не понимают? Гипноз глазами обывателя: мошенничество или лекарство? Любовь к себе - это хорошо или плохо? Лечение социофобии Конфликты в коллективе Позитивное мышление УРОКИ ЛИДЕРСТВА Педагог-психолог Никогда не злиться - это возможно?! Как вернуть интерес к учёбе? Как уберечь детей от преступного мира?

ПОДЕЛИТЬСЯ: